Как создать благоприятные условия для успешной учебы ребенка

Сейчас в школах, как никогда актуален вопрос: дети не хотят учиться, им это не интересно. Многие студенты также переходят с курса на курс благодаря финансовой поддержке родителей. Преподаватели ВУЗов жалуются, что студентам очень трудно преподавать ВУЗовскую программу, так как часто они не имеют достаточных знаний по школьной программе. Уровень образования падает. И это при том, что сейчас так много говорится о раннем детском развитии, о необыкновенно эффективных школьных программах обучения. Казалось бы, все дети должны быть вундеркиндами. Но…происходит все наоборот.

В свою очередь современные взрослые часто говорят о том, что они не любят свою работу, живут от выходного до выходного. Это приводит к ощущению, что жизнь проходит незаметно, неинтересно, бессмысленно. Кроме того, человек, который не любит свою работу, а заставляет себя выполнять свои обязанности не может делать это эффективно, качественно. И потом, сколько можно себя заставлять делать то, что тебе не интересно. В результате возникают раздражение, злость, равнодушие, апатия, которые приводят к стрессам, неудовлетворенности, депрессиям. От этого страдает сам человек, его семья, общество.

Я много раз встречалась с подобным явлением. Задаешь человеку вопрос: «А что тебе интересно? Подумай, найди это. Ведь ты можешь выбрать деятельность по душе». А, как известно, интересным делом мы можем заниматься вдохновенно долго и с удовольствием, выполняя его качественно, буквально доводя его до совершенства. Ответ, как правило, приблизительно такой: «Я не знаю. Мне ничего не интересно».

Почему же сложилась такая ситуация, когда нашим детям не интересно и скучно учиться, познавать новое, а взрослым не интересно и скучно работать? 

Для того чтобы ребенок хорошо и с интересом учился, и в будущем смог реализовать себя в жизни, перед ним должны быть поставлены не только внешние цели и задачи (уметь читать, писать, считать…), но, прежде всего, должна быть сформирована внутренняя среда процесса обучения.

Внутренняя среда состоит из хорошего самочувствия ребенка, развитой познавательной сферы, сформированных навыков общения со сверстниками и взрослыми, сформированной мотивации к учебе, а также понимания и принятия родителями эмоциональных и интеллектуальных особенностей личности своего ребенка. И развивать все эти предпосылки увлекательного познания нужно с самого рождения.

Необходимыми составляющими успешного процесса обучения являются:

  • хорошее физическое и психическое здоровье ребенка,
  • достаточно развитая познавательная сфера (речь, внимание, память, восприятие, мышление),
  • коммуникативные навыки,
  • мотивация к учебе,
  • принятие индивидуальности ребенка.

Давайте рассмотрим эти составляющие более подробно. 

Здоровье

Всем известно мудрое изречение: «В здоровом теле – здоровый дух». В наше время родителям нужно обратить особо пристальное внимание на осознанное формирование психического и физического здоровья не только у ребенка, но и у самих себя.

Внешняя среда, если ее не контролировать, всячески способствует тому, чтобы мы легко и быстро распрощались с хорошим самочувствием. Беспорядочное и неправильное питание, бесконтрольный просмотр телепередач и погружение в компьютер все это забирает жизненную энергию и человеку уже ничего не хочется, потому что сил нет.

Если ребенок переполнен негативной информацией, у него нарушен обмен веществ, ему элементарно не хватает питательных веществ (йода, лецитина), он не то, что хорошо не может учиться, он становится вредным, капризным и раздражительным. 

Познавательная сфера

Лев Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только один шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Дошкольный возраст – это период, в течение которого происходит колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, бурное развитие речи, воображения, формирование задатков произвольного внимания и памяти, овладение процессами восприятия и мышления.

Основной ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. И задача взрослого состоит в том, чтобы именно через игру, увлекательно и интересно для ребенка, помогать ему формировать и развивать навыки познавательной деятельности.

В период от 3 до 6,7 лет малыш легко поддается обучению и воспитанию, главное делать это с любовью, спокойно и ненавязчиво. Позанимались немного в игровой форме, устал – значит достаточно. Если это делать таким образом, то у ребенка будет сохраняться и даже увеличиваться желание познания нового.

Кроме того, необходимо знать, что в этом возрасте у ребенка формируются такие качества характера, как инициативность, творческое начало или... глубинное чувство вины.

Родители и педагоги, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны, и в будущем мало способны к продуктивной жизнедеятельности.

Когда мы говорим об уровне развития познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и будет достаточен для успешного обучения в начальной школе, то надо иметь в виду следующее. Важно, чтобы ребенок не только мог произвольно управлять этой деятельностью, но и обладал определенными качествами восприятия и мышления. Какими?

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Для этого у него должна быть достаточно развита познавательная сфера, которая включает в себя речь, внимание, память, восприятие, мышление. 

Речь. Овладение речью дает ребенку возможность понять переживания окружающих, усвоить сложившуюся систему понятий, получать знания об окружающем мире, выражать свои собственные чувства и мысли, уметь связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, объяснить то или иное явление, правило.

Внимание. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и нас самих. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек – это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Развитая произвольность внимания позволяет ребенку довольно длительное время удерживать свое внимание на тех или иных предметах, на их деталях и свойствах. 

Память. Все мы знаем, что учиться бывает порой вовсе не увлекательно - и в учении (как и в любом деле) есть "скучные", но обязательные моменты. Поэтому приходится ученику включать произвольное внимание и произвольную память. Задача взрослого состоит в том, чтобы упражнять произвольную память ребенка, помочь сформировать навыки сознательного запоминания, способствовать увеличению объема памяти для обогащения ее необходимыми и полезными знаниями.

Восприятие. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка на форму и цвет предмета, способность ориентироваться в пространстве и времени.

Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания, которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков вещей, знания направлений в пространстве. Так, например, учитель просит провести линию "наискось от левого верхнего к правому нижнему углу" или "прямо вниз по правой стороне клетки"... Представление о времени, и чувство времени, умение определить, сколько его прошло, - важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения задания в определенный срок. 

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. В процессе познавательно-игровой деятельности у детей формируется мыслительная деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Развитию всех видов мышления и мыслительных операций способствуют разнообразные виды детской деятельности: правильно подобранные и организованные специалистами игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д. Таким образом, ненавязчивая и интересно проводимая работа с детьми формирует зачатки учебной деятельности.

Итак, для того, чтобы обеспечить устойчивую успешную учебу, необходимо поощрять у ребенка раскрытие творческого начала и инициативности, а также систематически заниматься с ребенком, воспитывая его ум, побуждая к поиску и размышлениям.

И тут очень важно развивая у детей психические познавательные процессы, одновременно сохранить свойственную детям от рождения любознательность, стремление узнать, понять и применить на практике полученные знания и опыт. Согласитесь, у любого психически здорового ребенка до определенного возраста все эти желания присутствуют, но потом куда-то исчезают. Наши «почемучки» перестают задавать в школах свои любимые детские вопросы: что, как, почему, зачем. Чтобы этого не произошло обучающему взрослому необходимо увлечь ребенка дошкольника, заинтриговать его поставленными задачами, организовать учебный процесс так, чтобы ребенок воспринимал его, как игру.

Кроме того, заниматься нужно только тогда, когда и обучающий взрослый и ребенок к этому эмоционально расположены. Помочь родителям организовать такую работу с детьми могут специально подготовленные педагоги и психологи. 

Коммуникативные навыки

Общий уровень психического развития определяется не только развитием познавательной сферы, но и сформированными навыками адекватного общения со сверстниками и взрослыми, а также возможностью саморегуляции поведения.

Таким качествам, как способность любить, дружить, прощать, проявлять заботу и внимательность, уважительность и др. – нужно обучать, так же как и различным наукам.

Если ребенка не учат правилам общения с самим собой, со сверстниками, с взрослыми он и не сможет быть вежливым, внимательным и демонстрировать все положительные качества ученика и друга просто потому, что у него не было возможности получить такой опыт, а не потому, что он вредный и неуправляемый человечек.

Ребенок должен знать и понимать как себя вести в определенных ситуациях, уметь тормозить свои импульсивно возникающие реакции, выполнять указания взрослого, поддерживать отношения со сверстниками… 

Мотивация к учебе

Мотивация к учёбе - это сейчас самый распространённый запрос к психологам со стороны родителей. Что же может смотивировать ребенка к учебе: 

  • теплый эмоциональный контакт с родителями,
  • понимание смысла своей деятельности,
  • личный пример родителей,
  • отказ от формального подхода к оценке знаний ребенка,
  • использование системы поощрений,
  • интересная внеучебная жизнь ребенка,
  • разумные требовательность и контроль,
  • отказ от разрушительной критики.

Рассмотрим перечисленные выше методы мотивации к учебе более подробно.

Теплый эмоциональный контакт с родителями. Родителям нужно знать, что до определенного возраста (в среднем до 10-12 лет, у всех по-разному) ребенок воспринимает процесс учебы не для себя, а для родителей.

В старшем дошкольном и в младшем школьном возрасте родители часто могут слышать от ребенка фразу: «Я учусь для вас». Как правило, мама и папа тут же пытаются втолковать своему малышу, что это не так, учишься ты для себя. Но у ребенка этого возраста еще нет осознанного понимания того, что учеба необходима ему для того, чтобы он смог обеспечить себя в будущем. Он живет с мамой и папой и ему кажется, что так будет всегда. И объяснения, что он делает это для себя, не только не воспринимаются ребенком, но и создают эмоциональное напряжение, так как он внутренне не согласен с этим, он чувствует и считает, что действительно учится для родителей.

Для себя он играет, смотрит мультфильмы, кушает мороженое… А вот то, для чего необходимо проявить волю, он делает для родителей. И мамы с папами должны не только общаться с ребенком на его языке, но и мудро пользоваться желанием ребенка сделать им приятное. Подтвердите, что вам действительно очень радостно от того, что ваш малыш такой умненький, находчивый, успешный, что вы гордитесь им.

И самое главное, нам родителям необходимо бережно сохранять это желание наших детей делать нам приятно. А для этого мы должны постоянно подпитывать детско-родительские отношения своей любовью. Мы должны знать и помнить, что для ребенка самое важное это ощущать любовь родителей. Он чувствует, что любим, когда родители интересуются его жизнью, переживаниями, проводят с ним время, не только обучая и воспитывая, а, прежде всего, играя с ним, поддерживают и одобряют, радуются его успехам, верят в него. Для того, чтобы ребенок старался учиться, у него с родителями должен быть теплый эмоциональный контакт. Ведь дети хотят порадовать и сделать приятное тем, кого любят. Так же впрочем, как и взрослые.

Если вы хотите, чтобы ребенок стремился делать вам приятное – делайте приятное ему. Речь идет не о вкусностях, модной одежде и карманных деньгах, а, прежде всего, о ваших времени и внимании, которые необходимо посвящать своему ребенку.

И еще. Причиной не желания ребенком учиться может быть конфликтная ситуация между членами семьи. Родители должны понимать, что плохие отношения между ними воспринимаются ребенком как угроза его собственной безопасности и благополучию. Кроме того, дети не могут достичь успехов в школе из-за своих тревог и забот о других членах семьи. 

Ребенок также должен знать, зачем он учится и почему нужно учиться хорошо. То есть он должен понимать смысл своих действий. Тогда он будет более ответственно относиться к учебе, и вообще жизни, понимая, чего он хочет и к чему нужно стремиться.

Но объяснять это нужно не монотонными и назидательными разговорами в один конец, когда ребенок «слушает» опустив голову, а взрослый читает нотации сверху. Такие беседы только создают отчуждение между детьми и их родителями.

Приведите сыну или дочери примеры из своей собственной жизни или жизни других успешных людей, которые подтвердили на практике необходимость знаний для счастливой и интересной жизни. Только делайте это ненавязчиво, как будто «между прочим».

Приведите примеры из жизни сказочных героев, которыми увлекается ваш ребенок. Например, Человек-паук хорошо учился в школе. И эти знания помогали ему в ловле преступников. А иначе как бы он рассчитал, что его паутина сможет остановить поезд или правильно рассчитать траекторию полета?

Если ребенок увидит, что на научных знаниях живет весь мир (и сказочный, и реальный), что природа растет по принципу золотого сечения, что цифры устроены удивительным образом, он узнает о чудесах света, о мистических знаниях предыдущих поколений, он увидит волшебные проявления мира и удивится. А удивление – еще один шаг к познанию. 

В увеличении мотивации хорошо помогает личный пример родителей. Если Вам нравится работать (для ребёнка отношение взрослого к работе берётся за пример своего отношения к учёбе), то это важный фактор мотивации. Ребенок сначала не осознанно, а в старших классах и намеренно будет стремиться получать знания, чтобы в будущем тоже заниматься любимым делом.

Не делайте главный акцент на оценки. К сожалению, в современной школе система образования напоминает торговлю: ты выучи параграф, а я поставлю тебе хорошую отметку. Нужно, чтобы ребенок не просто забил свою голову информацией, а научился владеть своим умом, широко мыслить, самостоятельно осваивать новые знания. Но как бы ни была несовершенна современная система образования, другой у нас пока нет, нужно просто правильно пользоваться имеющейся.

Используйте систему поощрений. Выполнил уроки – играешь на компьютере или смотришь детский фильм. Удачная школьная неделя – в выходной идем в парк, кафе, кино…

Разнообразьте жизнь ребенка. Кроме школьных занятий ребенок должен иметь возможность ходить в интересный ему кружок или секцию, общаться с друзьями, отдыхать вместе с родителями и просто проводить время по своему желанию. Когда ребенок получает жизненную энергию и силу в творчестве и интересном общении, он способен проявить усидчивость и сосредоточенность в изучении школьных предметов.

Требовательность и контроль — также необходимые инструменты, способствующие успешной учебе наших детей. Главное использовать их мудро.

Там где ваш ребенок прекрасно справляется сам - предоставьте ему свободу. Подчеркивайте его успехи в этих областях. Там же где вы видите, что ваш ребенок слабо справляется - помогите ему своими разъяснениями, совместной работой. Пусть эти слабые предметы находятся под вашим контролем до тех пор, пока вы не убедитесь, что ребенок уже способен справляться с ними самостоятельно.

И, пожалуйста, помните, что родители должны всегда быть вовлеченными в жизнь сына или дочери, что бы вовремя заметить, где их ребенку необходима помощь, поддержка и любящее мудрое руководство. 

Младшие школьники не воспринимают критику, их мозг реагирует только на похвалу. Голландские ученые исследовали активность мозга школьников с помощью МРТ и обнаружили, что активность зон, ответственных за понимание, у 8–9-летних детей, не менялась, когда их работу критиковали. В этом возрасте дети еще не способны учиться на своих ошибках. И только с 12–13 лет подростки эмоционально реагируют на сообщения об их ошибках и неудачах и могут извлечь пользу из своего негативного опыта.

Мы описали методы мотивации к учебе. А теперь рассмотрим последнюю составляющую успешного процесса обучения. 

Принятие индивидуальности ребенка

Каждый человек приходит в этот мир с уже заложенными способностями, талантами и возможностями. У всех нас разный характер, темперамент и интересы. Нет одинаковых людей, но каждый талантлив по-своему.

К сожалению, сейчас об этом не редко забывают. Перед детьми и родителями ставятся определенные возрастные критерии, которым ребенок или взрослый должен соответствовать. Мамы и папы, доверяя извне диктуемым требованиям, часто не обращают внимания на внутренние задатки своего ребенка, стремятся, чтобы он умел делать то, что делают его сверстники или то, что требуют педагоги. Конечно, ребенок должен выполнять поставленные педагогами задачи в силу своих возможностей.

Но для психического и физического здоровья малыша, а также для того, чтобы он стал успешным очень важно, чтобы родители помогли ребенку найти ту область знаний, умений которые их сыну или дочери действительно интересны. И помогать ему развиваться именно в этом направлении. Тогда ребенок будет увлеченно изучать то, что ему нравится и иметь силы учить нелюбимые предметы.

Если мы с раннего детства поможем нашим детям найти в жизни то, что их будет вдохновлять, нам не придется переживать, что ребенок совсем не хочет учиться, что ему ничего не интересно. 

В заключении отмечу, что подход к созданию благоприятных условий для увлекательной и эффективной учебы вашего малыша должен быть комплексным. Оказать помощь родителям в реализации этого не простого вопроса могут опытные специалисты. Психолог может продиагностировать ребенка и определить, какой навык у него слабо развит, в какой области ему нужна помощь, и дать необходимые рекомендации. Хорошо продуманное и интересно организованное опытными педагогами дошкольное развитие поможет малышу полюбить процесс познания мира, сохранить заложенное в человека природой здоровое чувство любопытства. 

Буданова Наталия Игоревна, психолог, педагог.  

Новости

14.12.2017

Начались занятия по программе "Успешные роды"

02.02.2017

Детский Сад. Приглашаем детей от2-6 лет.

28.05.2013

Приглашаем всех мам и пап на программу " Монтессори для родителей"

20.09.2012

«Психологическая адаптация в школе.»

сайт перинатального психолога и консультанта по естественному вскармливанию Rambler's Top100