Взаимодействие с тревожными детьми

Различают мобилизующую тревогу и расслабляющую.

Мобилизующая тревога дает дополнительный импульс;

расслабляющая парализует человека.

Какой вид тревоги будет испытывать человек чаще, – во многом зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же, напротив, родители настраивают сына или дочь на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизующую

тревогу.

Единичные, т. е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».

Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Данные исследований социально-психологических факторов таких, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей.

В дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность, которая возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта. Он может быть вызван:

1. негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;

2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. противоречивыми требованиями.

Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях:

1. по повышению самооценки ребенка;

2. по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения:

3. по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.

Повышение самооценки ребенка

Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.

Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, нужно:

· как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;

· поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений;

· сравнивать результаты ребенка с его же результатами;

· избегать сравнения результатов тревожных детей с результатами других детей;

· избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время,

· желательно спрашивать таких детей не вначале или в конце занятия, а в середине;

· не следует подгонять или торопить их с ответом, а дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или трижды;

· обращаясь к тревожному ребенку, взрослый должен постараться установить визуальный контакт «глаза в глаза», вселяя чувство доверия в душу ребенка;

· для того, чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих ситуационных затруднениях;

· способствовать расширению поведенческого репертуара ребенка;

· запастись терпением в работе с тревожным ребенком.

Обучение ребенка способам снятия мышечного и

эмоционального напряжения.

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того им свойственно зажатие мышц живота. Поэтому в работе с ребенком используются:

· релаксационные упражнения;

· игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком;

· игры с песком, глиной, водой;

· различные техники рисования с красками (пальцами, ладошками и др.);

· элементы массажа и даже простое растирание тела;

· устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми губными помадами.

Отработка навыков владения собой в ситуациях,

травмирующих ребенка.

Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.

Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.

Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относится к нему как менее значимому.

Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с трудностями.

При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать опыт разрешения жизненных ситуаций.

В работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста – наиболее эффективно использовать работу с куклами.

Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклу. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» – взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.

Благоприятный психологический климат в коллективе способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности

Педагог-психолог Кольдюшевская Е.М.

Новости

14.12.2017

Начались занятия по программе "Успешные роды"

02.02.2017

Детский Сад. Приглашаем детей от2-6 лет.

28.05.2013

Приглашаем всех мам и пап на программу " Монтессори для родителей"

20.09.2012

«Психологическая адаптация в школе.»

сайт перинатального психолога и консультанта по естественному вскармливанию Rambler's Top100